Разрыв НДС
Возврат в средневековье?
Как образовывается разрыв по НДС?
Что делать, если образовался разрыв по НДС?
В каких случаях разрыва по НДС быть НЕ может и НЕ надо что-либо делать?
Рекомендации в связи с «секретностью» термина.
В официальных нормативных документах такого термина нет.
Ни Налоговый кодекс, ни другие законы не упоминают слово «разрыв». Тем не менее, во взаимоотношениях налоговой службы и бизнеса понятие «налоговый разрыв» не только активно используется, но и является руководством к действию. |
Говорят, что есть «закрытая» внутренняя инструкция (гриф ДСП), изложенная в письме ФНС от 11.08.2017 г. № ЕД-5-15/2221дсп@, которая вводит термин «разрыв» и регламентирует действия фискалов при наступлении «разрыва». Поскольку инструкция отсутствует в свободном доступе и снабжена грифом секретности, ознакомиться с ней мы не в вправе. И тем более открывать широкой публике ее содержание. |
Дать определение, что такое «разрыв по НДС», можно только со слов представителей налоговых органов. |
Кстати, таким же образом складывалось понимание законов во времена средневековья – когда тексты законов были не доступны или вообще отсутствовали. |
В понимании налоговиков:
«Разрыв по НДС» - это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактически уплаченных налогов. |
Переводя на доступный язык:
«Разрыв по НДС» - это расхождение в книгах покупок и продаж продавца и покупателя. |
Как образовывается разрыв по НДС?
Еще раз хочу обратить Ваше внимание, что вся информация (на всех сайтах, без исключения) про налоговые разрывы собрана только со слов представителей налоговых органов.
Надо понимать, что термин «разрыв» применим только к покупателю товаров или услуг. Потому, что сделка ПРОДАЖИ не ведет (как правило) к уменьшению налога у продавца.
Как образовывается разрыв по НДС?
1. Покупатель отразил покупку к книге покупок, а у продавца в книге продаж сделка отсутствует. Такая ситуация возникает, если продавец не указал сделку в своей книге продаж или подал «нулевую» декларацию. | |
2. Покупатель отразил в книге покупок сделку с несуществующим продавцом. Т.е. продавец товара или услуги (организация или ИП) отсутствует в ЕГРЮЛ и не состоит на налоговом учете. | |
3. Расхождения в книгах покупок и продаж продавца и покупателя не были исправлены. Т.е. ошибки в номерах и датах счет-фактур, суммах, наименованиях и пр. | |
4. Особый случай: фискалы «обнулили» декларации продавца. |
Разрыв по НДС по может быть выявлен только в ходе камеральной проверки |
Камеральная проверка проводится в отношении 100% организаций при подаче ими декларации по НДС. Такой охват был достигнут благодаря внедрению автоматизированного комплекса АСК НДС.
Если АСК НДС обнаружит разрыв (или расхождение), то система автоматически сформирует запрос в адрес покупателя и продавца.
Оба участника получат требование о предоставлении пояснений.
Подробнее про камеральные проверки здесь.
Что делать, если образовался разрыв по НДС?
Об образовавшемся разрыве Вы узнаете при получении требования о предоставлении пояснений.
Если требования нет, значит и разрыва нет.
Внимание! Если компания прошла камеральную проверку, значит разрыва НЕТ! |
Если Вы получили требование о предоставлении пояснений ВНЕ рамок налоговой проверки, значит разрыва НЕТ.
Что делать при образовании разрыва?
Конкретизируем вопрос: что делать, если пришло требование о предоставлении пояснений?
Убедитесь, что Ваша книга покупок не содержит ошибок в реквизитах сделки (номер, дата, сумма и пр.). | |
Свяжитесь с контрагентом и выясните обстоятельства дела. Если у него все подано правильно, то, возможно, требование пришло вследствие сбоя в АСК НДС (система сложная, количество сбоев огромно). | |
Ответьте по ТКС формализовано – «сведения подтверждаю». | |
Если обнаружены технические опечатки в книге продаж – подаете корректуру. | |
Если продавец по каким-то причинам не подал свою декларацию и/или не указал Вашу сделку, но Вы уверены в своей правоте и сможете это доказать – пишите в ответ на требование, что сведения подтверждаете. Будьте готовы к получению акта камеральной проверки о доначислениях. | |
Если Вы покупали «бумажный» НДС, следуйте указаниям поставщика услуг. При правильно поставленной организации работы, они смогут решить проблему. | |
Если поставщики «бумажного» НДС не решают проблему, то Вы либо срочно ищите замену, либо подаете уточненную декларацию, удаляя из нее проблемных контрагентов. |
В каких случаях разрыва по НДС быть НЕ может и НЕ надо что-либо делать?
Если Вы успешно прошли камеральную проверку, то разрывов по НДС у Вас нет. Поэтому, никаких корректур подавать не надо |
- Если Вы не знаете, что такое камеральная проверка, сроков и порядка ее проведения, ее отличий от выездной проверки, то Вам сюда.
Однако, фискалы не дремлют. Налоговики запросто могут «обнулить» НДСные декларации Ваших контрагентов.
В этом случае, они пришлют Вам требование о вызове в инспекцию ФНС или о предоставлении пояснений, но уже ВНЕ РАМОК камеральной проверки.
Как сказано выше, если Вы прошли камеральную проверку, то разрыва никакого нет.
О вызовах и требованиях ВНЕ рамок проверок здесь.
Кстати, единственное официальное упоминание о разрывах можно встретить в уведомлениях о вызовах в инспекцию. Пример такого уведомления Если не понятно, почему не надо ничего делать, то посмотрите здесь |
Рекомендации в связи с «секретностью» термина.
- Получив требование со словом «разрыв», запросите у налоговиков значение этого слова. Сошлитесь на то, что в нормативных документах определение отсутствует и Вы не понимаете его смысла. Ваш запрос даст Вам дополнительное время на решение проблемы.
- Любые претензии фискалов, связанные с разрывом, но предъявленные ВНЕ рамок камеральной проверки, не имеют под собой оснований. (см. выше и материалы здесь)
- Наибольшую опасность «разрыв» представляет при покупке «бумажного» НДС. Если Ваши партнеры не владеют искусством "умного НДС", то откажитесь от их услуг.
Скачать чек-лист о вызове в ФНС.